Бухэ-Шулун (Бык-камень)

Республика Бурятия, Баргузинский район, по дороге из поселка Суво в поселок Бодон

В буддизме часто поклонение может относиться к так называемым местам силы, окруженным легендами. В этой религии чёткий характер внешнего вида святыни никак не регламентируется, поэтому часто объектом может быть камень, дерево, постройка или вещь, имевшая отношение к определенным событиям. Ярким примером является камень Бухэ-Шулун, находящийся в Бурятии. Он расположен между посёлками Суво и Бодон. Сейчас он окружён столпами, увешанными разноцветными ленточками, у его подножия можно увидеть богатые подношения. Также в моменты праздников он является частым объектом для посещения. В переводе с бурятского языка его название звучит как Бык-Камень.

Легенды, связанные с достопримечательностью

В древнейшем придании бурятский народ пришёл на эти земли на смену эвенкам. Заселение Баргузинской долины происходило очень тяжело, мешал суровый климат. Поэтому буряты угоняли свой скот в район Читы. Но один из быков стада до такой степени привязался к этой местности, что оставался на зимовку здесь. Пастухи пытались увести его силой, но он сбегал, а потом снова ложился на любимую точку. По весне они снова забирали его в стадо. Но однажды вернувшись, они обнаружили, что бык буквально врос в землю и окаменел, оставшись здесь навсегда. Местные жители приходят к этому необычному камню с поклонениями. Они считают, что животное не ошиблось, здесь действительно находится выход потрясающего источника вечной силы и просветления.

Жители Суво и Бодона говорят, что для получения благословения нужно в трудную минуту просто приходить к камню, рассказывать о своей жизни, семье и насущных проблемах. Рядом нужно обязательно повязать пёструю ленту. Но нельзя возносить к нему материальные просьбы. Всё должно касаться только здоровья и духовного равновесия. Бык у бурятов является одним из первичных родителей всего живого на этой земле, он обязательно почитается шаманами, входит в состав важных тотемов.

Ещё одно сказание говорит о том, что когда-то за покровительство над этими землями и народами сошлись в битве два огромных быка. Один из них был серого цвета, а другой белого. И не смогли они выявить победителя. Тогда они решили разделить своё влияние. Серый остался в долине, став знаменитым Бухэ-Шулун, а белый ушёл в соседнюю Тункинскую долину, после чего стал скалой.

Свою версию имеют также баргутинские местные племена. Они утверждают, что камень является олицетворением духа их могучего вождя, также являющегося покровителем. Практически в каждой местности имеется нечто, покровительствующее ей. Это неотъемлемая часть свода бурятских легенд и мифов.